На склад поступили жидко-кристаллические индикаторы и дисплеи от KSE

Электронный коммутатор зажигания для скутера

Журнал РАДИОЛОЦМАН, сентябрь 2013

Андрей Барышев, г. Выборг

При разработке данной схемы ставилась задача сделать компактную универсальную плату коммутатора, которая позволяла бы быстро и без перепайки деталей повторить разные варианты существующих промышленных образцов, из тех, которые можно купить в магазине. Выглядят они все примерно так, как показано на Рисунке 1.

Технология правильного хранения аккумуляторов и батареек по рекомендациям FANSO и EVE Energy

 
Рисунок 1. Внешний вид и «начинка» коммутаторов.


Основной недостаток этих коммутаторов – низкая надежность. При этом ремонтировать их не представляется возможным, поскольку сама электронная плата в корпусе залита компаундом.

В Интернете можно найти множество вариантов электронных схем таких коммутаторов, и различия их, в принципе, незначительны. Каждый производитель делает схему под свой тип двигателя. На Рисунке 2 приведено несколько примеров таких схем.

 
Рисунок 2. Варианты схем электронных коммутаторов.  
 

Все эти схемы можно в изобилии найти в Интернете, как правило, без подробных описаний и конкретных примеров применения. Как видно, схемы различаются, в основном, наличием или отсутствием RC-элементов в цепи управляющего электрода тиристора и количеством диодов, что позволяет получать различные параметры управляющих импульсов и, таким образом, менять угол опережения зажигания в зависимости от оборотов двигателя.

В данной статье приведен пример универсальной платы такого электронного коммутатора, позволяющей с помощью подстроечных элементов подобрать подходящий вариант без перепайки схемы. После настройки схемы с конкретным типом двигателя в различных режимах его работы все подстроечные элементы нужно будет заменить на постоянные, подобрав соответствующие номиналы.

 
Рисунок 3. Принципиальная схема электронного коммутатора.

В схеме (Рисунок 3) использованы диоды 1N4007 (1000 В, 1 А) или любые с аналогичными параметрами, отечественный тиристор типа КУ202Н (можно поставить импортные, например 1N4202, BT151-400…800, TYN1012, 2P4M; они меньших размеров, и их выводы припаиваются к соответствующим проводникам печатной платы).

Для подключения внешних элементов (конденсаторов и дополнительного диода 1N4007) удобно использовать любые малогабаритные разъемы. На схеме они обозначены J1 … J4. Допустимое напряжение конденсаторов С, как и С1, должно быть не менее 400 В.

 
Рисунок 4. Внешний вид прототипа электронного коммутатора.  

Следует иметь в виду, что печатная плата устройства, показанного для примера на Рисунке 4, рисовалась без учета цоколевки реального разъема, которого на тот момент просто не было под рукой, поэтому разъем был установлен позже с обратной стороны платы (со стороны печатных проводников). Ниже приведен «нормальный» вариант платы (Рисунок 5), с учетом цоколевки, поэтому стандартный разъем на ней следует устанавливать со стороны деталей. Расположение деталей на печатной плате показано на Рисунке 6.

 
Рисунок 5. Печатная плата коммутатора (размеры 40 × 60 мм). Рисунок 6. Расположение деталей на печатной плате коммутатора.

Необходимо еще раз напомнить, что схема разрабатывалась как отладочная, поэтому для ее использования в реальных уличных условиях после всех настроек и регулировок следует заменить подстроечные элементы на постоянные с такими же или наиболее близкими номиналами и поместить плату в подходящий герметичный корпус, либо залить эпоксидной смолой или каким-нибудь другим изолирующим компаундом.

Электронные компоненты. Бесплатная доставка по России
Для комментирования материалов с сайта и получения полного доступа к нашему форуму Вам необходимо зарегистрироваться.
Имя
Фрагменты обсуждения:Полный вариант обсуждения »
  • Спасибо за статью, вот бы ещё описание параметров подстройки подстроечников, кто за что отвечает
  • При разработке этой схемы ставилась задача сделать простой вариант с возможностью оперативной подстройки под конкретный двигатель (попросил друг-байкер, который пробовал разные китайские варианты и не мог подобрать оптимальный вариант для себя). Поскольку никаких конкретных параметров, нужных ему, он назвать не мог, я не углублялся особенно в "теории" - посмотрел разные схемы, какие смог найти, и просто сделал универсальный вариант. При помощи регуляторов (подстроечных резисторов) эта схема позволяет реализовать практически любую схему из тех, например, которые приведены в начале этой статьи. Потому что они отличаются друг от друга лишь номиналами элементов (или же их наличием или отсутствием). Сам я эту схему не использовал, потому что не являюсь мотоциклистом ;-)). Друг-байкер ее поставил и настраивал уже на своем работающем агрегате. Насколько я знаю, он ее до сих пор использует. Я же с тех пор к этой теме больше не возвращался. Могу лишь сказать, что там, в принципе, обычные RC-цепи, которые определяют частоту следования импульсов и их форму. С уважением, Андрей
  • Собрал схему. Резаки все в среднем положении. Завёлся с пол тычка и дальнейшей настройки не понадобилось. БОЛЬШЁЕ СПАСИБО!!! СХЕМА РАБОЧАЯ НА 100%